dracomare (dracomare) wrote,
dracomare
dracomare

Categories:

По Чуйскому тракту

С утра пораньше сдаём в Новосибирске квартиру и направляемся в сторону Алтайского края. Одной из главных целей нашего путешествия был проезд по Чуйскому тракту, о котором мы много слышали, читали и видели в кино, по ТВ и в YouTube.


Для начала заезжаем в гипермаркеты «Ашан» и «Мега», «заправляемся» продуктами. Вводим маршрут в навигатор, но он нас пытается вести какими-то огородами, в объезд магистралей. Но город мне знаком плюс есть и бумажная карта, поэтому вопреки командам навигатора «в ручном режиме» выруливаем на Большевистскую улицу, которая переходит Бердское шоссе, и вот мы уже на «Чуйском тракте» (трассе М-52 «Новосибирск – Бийск – Ташанта – Монголия»).

Прочитав в интернетовской «Легенде трассы М-52», что лучше заправляться в Новосибирской области, так как далее по Чуйскому тракту бензин будет дороже, заправляемся где-то в районе Черепаново (последняя новосибирская АЗС) по 25,60 за литр.

Чуйский тракт.


Незаметно въезжаем в Алтайский край. Останавливаемся. Фото на память.


Каково же было наше удивление, что в Алтайском крае бензин дешевле, чем в Новосибирской области. Сразу на въезде в край за стелой на АЗС АлтайНефтеПродукт литр АИ-92 стоит ровно 23 рубля. Вот и верь после этого этим легендам! А чуть дальше какая-то местная (название компании, к сожалению, не зафиксировали в бортовом журнале) заправка с ценником 22,80 рубля за литр. На Роснефти – 23,70.


Далее по пути в районе поворота на Плешково посетили Мемориал на месте гибели алтайского губернатора Михаила Евдокимова и его спутников.




Проехать мимо не могли. Не потому что многие там останавливаются, а потому что так было запланировано, т.к. автор этих строк был лично знаком с Михаилом Евдокимовым. Познакомились мы в 2001 г. на юбилее Сибирского университета потребительской кооперации. Интересный был человек… Проехать мимо, не почтив его память, было бы нехорошо.

Двигаемся дальше. Дороги хорошие. Проезжаем насквозь Бийск.

Напротив музея Чуйского тракта делаем остановку. К сожалению, к этому времени музей уже закрыт, поэтому совершаем «экскурсию» в небольшой гастрономчик на остановке, где покупаем удивительно вкусное молоко и плюшки. Молоко 21 рубль за литр. У нас таких цен давно нет. Ещё поразила надпись на упаковке в разделе «Состав» – «молоко коровье» и... всё.

Сростки тоже проезжаем, так как уже поздно и музей Василия Шукшина закрыт. Из придорожного стенда узнаём, что на ежегодные «Шукшинские чтения – 2012» мы тоже опоздали. В этом году их почему-то решили провести на неделю раньше обычного. Обидно…

Решаем заехать в Сростки на обратном пути.

Время позднее, поэтому начинаем искать место для ночлега. Примерно в 25 км от Горно-Алтайска на берегу реки Иша притока Катуни замечаем кемпинг. Сворачиваем к нему. Вода в реке тёплая – парное молоко. Купайся, не хочу. Комаров почти нет. Условия проживания и цена нас устраивают – палатка и люди – бесплатно, за охраняемую парковку машины – 50 рублей. В тот вечер мы были единственными постояльцами. Нас это вполне устраивало. Можно даже палатку не разбирать, а устроиться под навесами. Единственный недостаток стоянка автотранспорта далековато от кемпинговой площадки.

Платим деньги, разбиваем лагерь, готовим ужин, кушаем и спать.

Утром 27 июля сворачиваем лагерь и покидаем приютивший нас кемпинг. Выезжаем на тракт и минут через 15 пересекаем границу Алтайского края и Республики Алтай.


Из информационного стенда узнаём правила пограничного режима в пограничной зоне. Фиксируем координаты мест, где можно оформить пропуска в пограничную зону.




Осмотрели Памятный знак «Центр Мироздания» – очень интересное сооружение. Если верить надписи, именно в этом месте «берёт начало тюркская цивилизация».






Проезжая Майму, нас обогнала Toyota Vitz. Затем смотрим, эта машина стоит на паркинге у источника, а её экипаж машет нам руками и бросается к нам. Останавливаемся.

Вы, что правда из Владивостока?
Да, конечно.
Ну, вы отчаянные ребята!

Оказывается, хозяин Vitz’а когда-то служил в наших краях, а сейчас его родной брат живёт во Владивостоке на улице Жигура. Пообщались. Нас пригласили по пути туда или обратно (когда захотим) заехать к ним в гости, в баньке попариться.

Поблагодарили новых знакомых и поехали дальше.

Дальше наш путь пролегал вдоль реки Катунь.


Река Катунь в районе Соузга.


Неожиданно для себя узнали, что замечательный писатель Вячеслав Шишков (один его роман «Угрюм-река» чего стоит!!!) был не только писателем, но ещё он был дорожным инженером-изыскателем Чуйского тракта.

Памятник Вячеславу Шишкову на высоком берегу Катуни.


У источника Аржаан-Суу остановились, посетили сувенирные ряды, умылись и пополнили запасы питьевой воды.






Вода очень вкусная. Поэтому, проезжая мимо этого источника, смело «заправляйтесь» водой.


Далее продолжили путь по Чуйскому тракту. Начались перевалы.




Семинский перевал не произвёл никакого впечатления. Перевал и перевал. Если бы не читали про него, проехали не заметив. Перевалы перед Иркутском со стороны Бурятии, на мой взгляд, сложнее и круче.






Далее наш путь лежал в сторону Онгудая, в 12-15 км за которым на берегу реки Урсул расположена база отдыха «Янтарный сад». О «Янтарном саде» мы были очень наслышаны и начитаны. В интернете можно встреть море лестных отзывов об этой базе отдыха. Поэтому планировали, если получится, остановиться там на несколько дней, совершая радиальные вылазки по близлежащим окрестностям.


Проехав Онгудай, нашли соответствующий указатель и свернули с дороги к «Саду». Дорога безобразная, через Урсул перекинут полуразрушенный деревянный мостик. Подъехав к воротам базы, узнали, что мест нет.


Хозяин (администратор) базы отдыха Александр встретил нас очень не дружелюбно. На просьбу поставить палатку на территории базы, он ответил отказом и предложил «проехать, если проедет машина, в филиал «Янтарного сада» дальше вдоль реки».


Дорога (точнее автомобильная тропа) разбита, поэтому пошли пешком. Кемпинг от «Янтарного сада» был пуст и грязен. Более загаженного места мы ещё не встречали. Поэтому развернулись и поехали по Чуйскому тракту далее.

«Онгудайская петля» Чуйского тракта.


Через несколько километров начался второй в нашем алтайском путешествии перевал – Чекетаман. Он покруче Семинского, но всё равно не оправдал наших ожиданий. В интернетовских отчётах столько про эти перевалы написано!


Сидя дома, мы даже сомневались – поднимется ли наше авто на такие перевалы? Оказывается подъем и на Семинский перевал и на Чекетаман для Toyota Nadia с 2WD оказался не проблемой. Мы так же никаких трудностей или дискомфорта не испытали.




На вершине Чекетамана сделали остановку – посетили Чекетаманский рынок, поглазели на сувениры.

Чекетаманский рынок.


День клонился к закату и пора подыскивать место для ночлега. Тем более что небо стало затягиваться тучами. Вот-вот начнётся дождь. Вдруг в просвете между деревьями и скалами увидели кемпинг, а через пару минут открылся и сворот на базу отдыха «Яломанка». Вероятно название – это производная от названия близлежащих населённых пунктов – Большой и Малый Яломан или от одноимённых рек.


«База отдыха» – это громко сказано. Просто территория на пологом берегу реки, где можно поставить палатки, на которой поставлен шлагбаум, построены банька, туалет и несколько беседок, чтобы отдыхающие могли укрыться от дождя и ветра. Машина – 100 рублей, палатка – 200, если брать беседку, то ещё 200 рублей за её аренду надо заплатить.

Беседку брать не стали. Выбрали место на берегу, поставили палатку и стали разводить костёр. На углях приготовили шпикачки, купленные где-то по пути, и чай. Поужинали.




По плану был вечер у костра, печёная картошка… Но не тут-то было. Только «зарыли» в угли несколько картофелин, как начался жуткий ливень с грозой. Угли в кострище зашипели, а мы бросились в палатку. Немного подождали, надеясь, что дождь пройдёт, но, увы и ах – у природы были свои планы на этот вечер и эту ночь. Гроза громыхала и сверкала до самого утра. Утром, вспомнив про картоху, обнаружили её в кострище, но не печёной, а варёной.

Наш лагерь в «Яломанке».


Пока собирались, продолжили знакомство с соседями из Бийска, один из которых каким-то образом связан с местным краеведческим музеем. Александр, так звали нашего знакомого, много рассказал про эти места, предложил несколько вариантов познавательных экскурсий и ответил на многие наши вопросы. Большое ему спасибо за это!

Река Яломан напротив нашего лагеря.




29 июля, свернув лагерь, выехали из «Яломанки» и направились в парк «Чуй-Оозы», к месту слияния рек Чуя и Катунь.


Очень красивое место. Воды рек разные по цвету и плотности сливаясь, долго не перемешиваются, что видно даже на фотографиях.

Слияние Чуи и Катуни








В парке «Чуй-Оозы».




Чуть проехав по тракту, попадаем в горный оазис «Чуй-Оозы» – гостиница (юрта и деревянный дом), кафе, музей, визит-центр, где можно заказать экскурсии по окрестностям парка «Чуй-Оозы», в том числе с посещением древних писаниц – наскальных росписей древних жителей Алтая.




В кафе завтракаем. Очень приличное заведение – всё очень вкусно, чисто, разнообразно и недорого. (К сожалению, в последующие годы это кафе "испортилось" - качество блюд и их ценник стали совсем непривлекательными).


Вариант – заказать экскурсию на древние писаницы, отклоняем, т.к. по словам наших знакомых из Бийска это где-то совсем рядом.

Плакат визит-центра и музея.


После завтрака решили самостоятельно найти древние писаницы Чуй-Оозы, о которых нам рассказывали соседи по «Яломанке». Найти их самостоятельно не удалось, поэтому обратились к местным пацанам, катающимся в оазисе на велосипедах. Один из них согласился проводить до писаниц, а другой что-то сердито стал ему говорить на своём языке. Когда же первый не внял его уговорам, то «сердитый» побежал в дом и привёл взрослого мужчину (вероятно, отца), которого наш «проводник» ослушаться уже не мог. И мы опять остались одни.


Как мы поняли, жители Чуй-Оозы зарабатывают на этом деньги (чуть позже мы узнали и ценник), и добрый поступок малыша никак не вписывался в эту концепцию.

Только мы пошли указанному малышом направлению, как к оазису подъехали наши знакомые из «Яломанки», и мы вместе нашли эти писаницы.




Они расположены совсем рядом с кафе. Если стоять лицом к кафе, то надо пройти влево метров 100-120. Там будет небольшая (примерно по колено) оградка из камня, за которой и находятся основные изображения. Знаменитый кабан (тот который изображён на плакате) выбит на вогнутой поверхности, поэтому после дождя может быть залит водой, т.е. его надо поискать в одной из лужиц. Нам его помог отыскать Александр. Не зная этих особенностей, мы бы его и не заметили.

Изображений там достаточно много. Привожу лишь наиболее яркие из них.

Олени.




Тот самый кабан.


После осмотра писаниц, мы в очередной раз попрощались с нашими новыми знакомыми и продолжили путь в сторону монгольской границы. Немного не доехав до памятника Кольке Снигирёву и всем водителям Чуйского тракта, прямо перед нами случился обвал – осыпавшиеся со склона камни перегородили полосу встречного движения.


Когда возвращались обратно, обвал ещё не был разобран, а был лишь огорожен соответствующими знаками. И то хорошо. Будьте осторожны!


У памятника водителям Чуйского тракта (ещё нет FORD'а).


Чуя.


Сплав по Чуе.


По пути нас обгоняет, приветствуя фарами и звуковым сигналом, синий Toyota Hilux Surf c приморскими номерами. Через несколько дней мы его ещё раз встретили. Всегда приятно встретить земляка, особенно далеко от дома.

Где-то на Чуйском тракте.




Весь день идёт дождь. Небо тёмное и очень низкое. Порой возникает ощущение, что ещё чуть-чуть и пойдёт снег. В результате, вероятно, Кош-Агач кажется ещё грустнее, чем он есть на самом деле.




Проехав по посёлку, замечаем достаточно большое количество специально подготовленных внедорожников всех мастей, возвращающихся или наоборот направляющихся на какие-то «покатушки» по бездорожью.

Доехав до Кош-Агача мы поняли, что дальше в сторону Ташанты ехать нет смысла – вдоль дороги нет ничего интересного, а выезжать на неподготовленной городской машине на плоскогорье Укок, где есть место только для внедорожников, бессмысленно.




Кош-Агач – довольно грустное место.


Принимаем решение разворачиваться и ехать назад до поворота на Улаган, чтобы посмотреть известный Улаганский перевал и, вероятно, самый часто описываемый перевал - Кату-Ярык.
Tags: 2020, Алтай, Путевые дневники прошлых лет, автопутешествие, горы, погода, природа, путешествие, река, фотография
Subscribe

  • Шелковица

    Вчера в одном из дворов в центре города нашенского неожиданно нашёл плодоносящую шелковицу. До этого момента даже и не подозревал, что у нас…

  • С Днём рыбака!

    Решили сегодня отметить День рыбака выходом в море. Правда вместо рыбы пошли на кальмара. Для ловли кальмара в русском языке нет своего термина,…

  • Красный клевер да кипрей узколистный

    Пару лет назад в переписке sazhin64 рассказал, что чай из цветков красного клевера снижает и стабилизирует уровень холестерина в крови.…

promo dracomare march 3, 2018 11:31 36
Buy for 10 tokens
Цветут рододендроны в мае на склонах, Все сопки укутав в сиреневый цвет. (А. Кухтина) Май. Тихий край. И с моря свежий ветер… Я пышный рододендрон в роще встретил - Безлистный, он дарил красу свою Пустынным тропам, сонному ручью. Алеют лепестки на водной глади, И тёмный пруд…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 16 comments

  • Шелковица

    Вчера в одном из дворов в центре города нашенского неожиданно нашёл плодоносящую шелковицу. До этого момента даже и не подозревал, что у нас…

  • С Днём рыбака!

    Решили сегодня отметить День рыбака выходом в море. Правда вместо рыбы пошли на кальмара. Для ловли кальмара в русском языке нет своего термина,…

  • Красный клевер да кипрей узколистный

    Пару лет назад в переписке sazhin64 рассказал, что чай из цветков красного клевера снижает и стабилизирует уровень холестерина в крови.…